Ежи и не только. Книжки на вырост. — М.: ОГИ. — 2004. Опубликовано в журнале "Знамя" 2005 г. №7
Анастасия Ермакова: "Сергей Козлов. Лунная дорожка: Сказки."
В одной из лучших, на мой взгляд, книг этой серии — "Лунная дорожка” Сергея Козлова — собраны экзистенциальные сказки о мечте и чуде. Мечта и чудо, по сути, главные действующие лица. С героями практически не происходит никаких внешних событий: им не угрожают злодеи, они не преследуют конкретной цели, их не ждет в конце вознаграждение. Это сказки о происходящих на будничном фоне глубоких внутренних переживаниях. Ежик, Медвежонок и Заяц могут запросто пройти в специальных луноходах по лунной дорожке, потому что верят: они не провалятся в реку ("Лунная дорожка”). Могут сыграть на молчащих инструментах беззвучную песню о Шотландии и увидеть, какая это "удивительная страна, про которую можно почти и не петь, а песня льется” ("Шотландская баллада”). Поговорив с осенними листьями об их судьбе, Ежик "стал думать о том, как это можно радоваться, что после тебя останется горький дым” ("Горький дым”). Герои могут сидеть на берегу речки, говорить о пустяках, и смотреть на заходящее солнце, и ничего не делать. Главное — созерцательное настроение, интимное переживание красоты, выраженное интонационно: "Солнце опускалось медленно-медленно, и глядеть на него было хорошо и печально” ("Сказка на отъезд слона”). Или вот, ощущение чего-то невидимого, потустороннего, в существование чего можно только верить: "Ты только пойми, что есть Кто-то, кого никогда не видно” ("Кто-то”). Чудо происходит не благодаря силе и ловкости героя, а благодаря его внутренней готовности, мечте о чуде. Персонажи Козлова наивны и беззащитны, они не собираются подчинять себе окружающий мир, а пытаются уловить его беззвучную гармонию, принять абсурдную ситуацию как естественную и нащупать скрытые возможности реального мира без привлечения сверхъестественных сил. Финал всегда открыт, потому что вместо сюжетной завершенности и дидактического вывода предлагается только повод к размышлению, и ничего больше. Никакой оценочности, никаких призывов к какому бы то ни было действию. Это книга для вдумчивого медленного чтения.
|